Живопись стеклом: лэмпворк — от ремесла к искусству

В наше время огромное количество мастеров в разных странах изучают различные техники изготовления бусин из стекла и совершенствуют свои умения. Всё больше сторонников этого вида творчества и среди ценителей и покупателей. И, как это часто бывает, возникают новые направления этой деятельности, которые смело можно назвать уже не ремесленничеством, а настоящим, неповторимым и вдохновенным искусством.

Бусины лэмпворк, выполненные в технике «Скетчинг» — очень необычные и красивые бусины. Они, по сути, уникальны, поскольку на данный момент в России (да и мире) очень мало мастеров, которые в совершенстве владеют этой техникой.

Что же из себя представляет «Скетчинг» в лэмпворке и как выглядит результат?

Название техники в оригинале звучит «enamels painting and fine stringer work», на русский это можно перевести как «рисование эмалями и тончайшими стрингерами».

Суть этого метода состоит в том, что мастер рисует стеклом непосредственно в пламени горелки, то есть горячим стеклом по горячему стеклу. Это намного сложнее, чем рисовать по остывшей бусине. Мелко-мелко толченое, как мука, стекло — это эмаль, стрингеры — это струны, которые вытягивают из обычных стеклянных прутков для лэмпворка. В этой технике используются стрингеры, тонкие, как волос. Ими рисуют сам «эскиз», а эмалями «раскрашивают».

Это очень сложная техника, и её основная сложность состоит в том, что стекло в таком тончайшем виде начинает плавиться и собираться в каплю, пока его ещё даже не внесли в пламя горелки. Работают такими стрингерами в «горячем месте» рядом с открытым пламенем, где стекло уже становится мягким и пластичным, но еще не течёт. А при такой толщине (как волос), даже миллиметр имеет значение! И температура бусины крайне важна: если слишком холодная, то стрингер не приплавится, если слишком горячая — расплавится. И работать, и рисовать нужно очень быстро!

Техника сложная, на оттачивание её уходят не месяцы, годы. Но результат оправдывает вложенные силы — получаются настоящие произведения искусства, уникальные и неповторимые. И эти рисунки не сотрутся, не потускнеют от времени и будут долго-долго радовать глаз.

У истоков этого искусства стоит Астрид Ридел, художник по стеклу из Южной Африки. Её работы очень высоко ценятся, они приобретаются настоящими ценителями лэмпворка. Но талантов этого мастера хватает также и на то, чтобы учить других — она преподаёт по всему миру, делится своими знаниями, раскрывает свои секреты.

Астрид и в Москве проводила мастер-классы, на которые приезжали лэмпворкеры из России и ближнего зарубежья. И, как результат, мы теперь имеем возможность приобретать и держать в своих руках прекрасные бусины от тех, кто постиг это тонкое искусство.

Посмотрите, какую красоту можно создавать из стекла. Путь от художественного замысла, от идей до воплощения долог и многотруден. Это и предварительное постижение метода, и создание эскиза, и многочасовое сидение за горелкой. Пробы и ошибки, вдохновение, мастерство и труд, труд, труд… Зато каков результат!

Читай продолжение на следующей странице
Оцените статью
Живопись стеклом: лэмпворк — от ремесла к искусству
Лаконичная и изящная вышивка Юмико Хигучи (Yumiko Higuchi)