Сюзане (узб. So’zana) — это вышитый вручную декоративный текстиль, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово «сюзане» с персидского означает иглу.
Считается, что сюзане возник в конце 18 — начале 19 веков, но некоторые специалисты полагают, что они были придуманы задолго до 18 века.
В начале 15 века посол Кастилии Руи де Клавихо Гонсалес, который побывал у Тамерлана в Самарканде, составил подробные описания вышивок, которые вероятно и были предшественниками сюзане.
Сюзане традиционно делались невестами как часть их приданого для жениха в день свадьбы.
На сегодняшний день в Узбекистане всё так же продолжают вышивать сюзане, но не только невесты в приданое, но и многие мастера женского и мужского пола, которые избрали вышивку предметов интерьера, одежды, обуви и аксессуаров — своим ремеслом.
Популярные мотивы дизайна — солнце и луна, цветы (особенно тюльпаны, гвоздики, ирисы), листья и виноградные лозы, фрукты (особенно гранаты), иногда — рыбы и птицы. При создании сюзане используются различные техники вышивки иглой и вышивка крючком.
Стиль вышивки сюзане Латифа Садриддинова отличается от стиля многих работающих в Узбекистане мастеров определённой плотностью стежков вышивки крючком, которая делает её рельефной, объёмной. Цветовая палитра тканей и ниток неповторимы, так как весь процесс от выбора ткани для будущего изделия, её окрашивание, подбор и окрашивание шёлковых нитей, создание дизайна вышивки, подбор цветовой гаммы — всё делается самим мастером.
Латиф Садриддинов живёт и работает в городе Наманган, окончил Национальный Институт Художеств и Дизайна им. К.Бехзода, созданного на базе художественного факультета Ташкентского Государственного Института Искусств. После получения академического образования и прежде, чем стать мастером сюзане, он несколько лет ездил в Самарканд, Бухару и другие крупные города Узбекистана, где изучал сюзане местных мастеров, присматривался к стилям и техникам, вырабатывая свой собственный стиль. Самостоятельно овладев техникой вышивки крючком (а именно в этой технике выполнены все работы мастера), Латиф Садридинов приступил к созданию собственных сюзане.
На сегодняшний день у мастера работает 40 вышивальщиц, все они работают у себя на дому, кто-то только в свободное от семейных дел время, а для кого-то это ежедневная многочасовая работа, обеспечивающая жизнь и приносящая радость.
В своих дизайнах вышивки Латиф Садриддинов использует как традиционные узбекские мотивы, так и вдохновляется и использует мотивы турецких орнаментов росписи, персидских ковров, таджикские, индийские мотивы вышивки, изучает изобразительное искусство других стран и народностей в интернете. Часто сами клиенты предлагают мастеру свои находки в интернете — фото птичек на ветках, колибри, узоры старинных ковров, которые мастер превращает в чудесную вышивку с гармонично подобранными цветами и качественным изготовлением.
Виды изделий мастера включают в себя наволочки, настенные панно, ковры, жакеты, сумки, обувь.
Процесс создания изделия выглядит следующим образом:
1. На заказ для мастера изготавливают домотканый неокрашенный шёлк и шёлковые нити определённого кручения и определённой толщины (это важный момент, от которого зависит как ляжет нить в процессе вышивки).
Нить для ткани и для вышивки изготавливается полностью вручную — от разматывания коконов шелкопряда до скручивания в готовую нить.
2. Имея уже продуманный по цвету дизайн, мастер сам и с помощью членов семьи, которые также с удовольствием увлечены в этот рабочий процесс, окрашивает ткань и нити в необходимые цвета.
Для окрашивания ткани чаще всего используется кожура граната, окрашивание ею придаёт шёлку оттенки от светло бежевого до бордового, а также определённый блеск и мягкость самому материалу. Также мастер использует минеральные индийские красители, в основном для ярких оранжевых, розовых расцветок.
Нить также окрашивается как натуральными, так и минеральными красителями. Наиболее трудоёмкий процесс окрашивания нити в технике меланж (плавный переход от светлого до тёмного оттенка), но зато цветы в узорах, вышитых меланжевой нитью, выглядят очень нежно, как живые.
3. Нанеся рисунок на готовую ткань, мастер отдаёт её вышивальщице, подробно объясняя, какой цвет, где использовать.
Для примера, вышивка наволочки занимает от 3 до 5 дней, в зависимости от срочности работы (если это заказ клиентов мастера на определённую дату) и от режима работы самой вышивальщицы.
Вышивальщица работает сидя (чаще всего на курпаче — узбекский матрац, который лежит на полу) над деревянной рамой на низких ножках, на которой натянута ткань с мотивом вышивки. Вышивает обычным крючком 0.75 мм в технике тамбурного шва короткими и очень плотными стежками.
4. Когда вышивка готова, мастер отдаёт её швее, которая в зависимости от предназначения изделия (наволочка, панно, жакет, ковёр) кроит нужные детали и своим швейным мастерством придаёт форму новому творению Латифа Садриттинова, контроль которого присутствует на всех этапах работы.
5. Чтобы готовое изделие не линяло в процессе использования и стирки в будущем, мастер обрабатывает его настоем кожуры граната (настой не спиртовой, на воде), она фиксирует цвет нитей, а также придаёт блеск и мягкость самой вышивке на изделии.
Работая над выполнениями изделий на заказ и собственного дизайна, мастер также успевает искать и изучать новые узоры для будущих изделий, экспериментировать с красителями, участвовать в выставках узбекских мастеров в Ташкенте, где мне и посчастливилось с ним познакомиться и пообщаться.
Фото работ Латифа Садриддинова с выставки в Ташкенте:
Наволочки
Вышивка меланжевой нитью. Обыгрывание разных цветовых гамм.
Монохромная расцветка
Вышитые жакеты
Элементы декоративных панно