Наверняка многие видели безумно красивые корейские шкатулки, покрытые лаком и инкрустированные перламутром. Эта тонкая работа заставляет сразу обратить на себя внимание — идеально гладкая зеркальная поверхность покрыта тончайшим узором из перламутровых пластинок. Это действительно невероятная красота!
Немного истории
Изготовление таких шкатулок — древняя культурная традиция корейских мастеров. На протяжение многих веков технология почти не изменяется, сегодня используются такие же материалы, как и тысячу лет назад. Точное время появления этой технологии неизвестно, можно предполагать, что лаковая инкрустация появилась в период государства Объединённое Силла (668-935 гг). До 14 века основное внимание в процессе уделялось качеству материала, а во времена Чосона стали развиваться лучшие декоративные традиции лаковой инкрустации.
В настоящее время лаковая инкрустация в Корее поддерживается государством как часть культуры. Большое внимание уделяется сохранению вековых технологий и процесс инкрустации тщательно хранится и соблюдается мастерами. Современные мастера в своих работах хорошо сочетают древние традиции и современный дизайн.
Давайте попробуем поближе познакомиться с процессом инкрустации.
Подготовка к работе
Лак «ottchil» для знаменитых шкатулок добывается из сока лакового дерева, называемого Toxicodendron vernicifluum. Сок содержит раздражающее кожу масло урушиол, которое может вызывать сильную аллергическую реакцию. При окислении и полимеризации урушиола в соке дерева в присутствии влаги образуется твёрдый лак, используемый для производства традиционных лакированных изделий.
Чтобы добыть сок для работы на дереве делают небольшой надрез, из которого начинает выделяться серовато-желтый сок. Количество сока зависит от возраста и степени «созревания» дерева. Опытные мастера точно определяют деревья, из которых можно получить хороший сок. Обычно годными становятся деревья после 10-летнего роста.
При контакте с воздухом сок окисляется и сразу же полимеризуется, превращаясь в тягучую смолу. Для изготовления лака эту смолу подвергают специальной обработке и растворяют спиртом либо другими органическими растворителями.
Если необходимо изменить цвет, лак окрашивают органическими красителями. Неокрашенный, натуральный цвет лака — темно-коричневого цвета, черную окраску ему придает порошок железа, а красный — порошок оксида железа.
Правильным будет отметить, что эта технология добывания сока лакового дерева одинаково популярна во всех азиатских странах и похожие шкатулки можно увидеть как в Корее, так и в Китае и Японии.
Подготовка основы
После того, как лак подготовлен для работы, мастер начинает работу непосредственно с шкатулкой. Для получения идеального результата необходима идеальная поверхность. Деревянная основа будущей шкатулки подвергается многочисленным обработкам, прежде чем мастер будет доволен. Для изготовления основы шкатулки используют древесину только самого высшего качества. Шкатулку покрывают основой-лаком, высушивают, полируют и еще раз покрывают слоем лака. На промежуточных этапах все неровности замазываются специальной лаковой пастой, состоящей из смеси лака уруши и глины. Основа шкатулки снова и снова полируется, покрывается лаком и высушивается. Каждый слой лака просушивают 12-24 часа в специальной камере с высокой влажностью и температурой +30 градусов Цельсия. Именно во влажной среде лаковый слой хорошо полимеризуется, становится прозрачным и очень твердым. Во время сушки ни одна пылинка не должна попасть на лаковый слой.
В связи с этим художники-мастера уруси часто селились в отдалённых горных районах. В Японии также было принято проводить процесс высыхания лака на изделиях на плотах, выведенных в море. Там, над водой, практически не существовало пыли, что было крайне важно для появления высококачественного глянца. Лак уруши обладает особой глянцевитостью и глубиной, которые невозможно обеспечить при использовании современных искусственных лаков.
Подготовка основы может занимать длительное время — от нескольких месяцев до нескольких лет, независимо от размера шкатулки. Считается, что шкатулку можно полностью создать за 45 шагов — если мастер точно соблюдает технологию, он вполне укладывается в такой хронометраж.
Только когда в результате получается идеально ровная, гладкая с зеркальной поверхностью основа шкатулки мастер может продолжить свою работу.
Изготовление деталей
Мастер подбирает подходящие пластины перламутра.
Для инкрустации используют так называемый mother-of-pearl, то есть перламутр со стенок раковин моллюсков. Обычно для работы подходит перламутр двустворчатых моллюсков (устриц и мидий), брюхоногих моллюсков (улиток и слизней) и головоногих (кальмары и каракатицы). Перламутр должен быть радужным, переливчатым и красивым. В корейской лаковой инкрустации обычно применяют перламутр, полученный из устриц.
Считается, что у них самый красивый и качественный перламутр. Перламутр осторожно снимается с поверхности раковины и тщательно шлифуется. Попадаются как довольно крупные кусочки (до 12 см) так и совсем мелкие (до 7 мм) — все они идут в работу и применяются в различных видах инкрустации.
В Корее техники инкрустации при создании перламутрового декора делятся на два типа: Юремджиль (jureumjil, «наполняющая») и Кенемджиль (kkeuneumjil, «режущая»). Первый метод подходит для таких сюжетов как узоры с птицами и цветами. Делается это на перламутровых заготовках, которые позже можно убрать с помощью ножниц. Появление ленточной пилы в начале 20-го века значительно упростило процесс снятия заготовок, а также способствовало созданию декора еще меньшей толщины.
Второй метод, Кенемджиль, намного старше, он изобретен во времена династии Корё. Здесь мастера используют инструменты с острым металлическим окончанием, чтобы можно было отрезать тонкие крошечные полоски под названием «сангса» («фигурная нить»). Когда от перламутровых заготовок отрезано достаточное количество полосок, мастер по инкрустации накладывает их одну за другой на поверхность каркаса, чтобы сформировать образ, фигуру или пейзаж. Корейцы часто сравнивают этот трудоемкий и сложный процесс с вышивкой по шелку, поскольку мастера должны быть предельно осторожными, иметь твердую руку и обладать высоким уровнем мастерства.
Каждую пластину перламутра мастер проверяет и отмечает все неровности, изменения цвета и повреждения, которые не должны попасть в готовую деталь для шкатулки.
Затем на кальку переносятся детали заранее подготовленного дизайна и пластина перламутра приклеивается к кальке с рисунком.
Каждую деталь вырезают лобзиком точно по контуру. Это очень кропотливая работа, так как детали очень мелкие и одно неосторожное движение может испортить всю драгоценную перламутровую пластину.
Калька с вырезанных деталей снимается и фрагменты перламутра приклеиваются к листу бумаги, на которой изображен весь узор шкатулки. Для приклеивания на всех этапах используется специальные клей, изготовленный из плавательного пузыря рыб. Старинная поговорка гласит: «Нужно проглотить Маль (приблизительно 22 литра) рыбьего клея, для того чтобы стать хорошим мастером по перламутровой инкрустации».