Что такое каучинг или выкладная нить в вышивке

Каучинг или вышивка «вприкреп» простой и распространенный способ вышивки. Им пользовались еще в древние времена, пример тому знаменитая шпалера из Байо (Франция), датируемая приблизительно 1070 годом.

При шитье «вприкреп» нить накладывается на ткань-основу и прикрепляется к ней другой ниткой вручную или с помощью швейной машинки.

Эта техника хороша тем, что позволяет использовать большой выбор материалов: нитки, тесемки, веревочки, оторванные полоски тканей, современные виды натуральной и синтетической пряжи.

Для машинного «прикрепа» есть специальные лапки и приспособления.

Толстый шнур можно пришить к ткани швом зигзаг или другим декоративным швом с помошью лапки для вшивания канта. На подошве такой лапки есть бороздка, в нее протягивается шнур, и в процессе шитья шнур остается под лапкой. Такой способ хорош для толстого жесткого шнура, который должен пристрачиваться по прямой.

Для создания сложных узоров лучше воспользоваться специальной лапкой для каучинга и свободной ходовой стежкой. В лапке есть отверстие для декоративного шнура и при свободной строчке шнур пристрачивается к поверхности ткани. Например, как на этом фрагменте.

А теперь давайте подробнее рассмотрим, как создать новую ткань в технике каучинга.

Автор мастер-класса Татьяна Самсонова (Таня-Шпроты), Бельгия.

У меня есть только лапка для вшивания шнура, и на этом образце я пристрочила довольно толстую жесткую веревку несколькими способами, чтобы протестировать лапку и выбрать подходящий шов. Самое главное — выбор шва и его ширины. Надо стараться, чтобы иголка не протыкала шнур, а обходила его и входила в ткань по обеим сторонам от него, чтобы объем шнура сохранялся.

1-ый шнурок прикрепила двойным зигзагом.
2-ой — тот же зигзаг но частый, получается валик, красиво выступающий над поверхностью основы.
3-ий — прошлась частым зигзагом двумя нитками разного цвета – получилось еще лучше.
4-ый – использовала шов «козлик» — красиво, но нитка тонкая и ее не очень хорошо видно.
5-ый — подложила два шнура под лапку (на моей лапке 2 бороздки, можно пришивать сразу 2 шнура) и выбрала шов 9 мм, который имеет один прокол посередине, — прикрепились оба шнура одним швом.
6-ой — попробовала шов типа «соты», который используется для пристрачивания эластичной тесьмы. Результат не понравился, т.к. иголка часто попадает в шнур, и он становится плоским, теряя рельефность.

В общем, варианты 2 и 3 обязательно буду использовать, если понадобится пришить по прямой толстый и жесткий шнур.

А вот для декоративной пряжи, тесьмы и других более мягких нитей зигзаг мне не нравится. Если надо покрыть большую поверхность ткани, то зигзаг занимает слишком много времени. Пиццу я тоже не очень часто использую, т.к. органза меняет цвет основы, приглушает и искажает ее. Чаще для создания новой ткани я пользуюсь более простым, но эффективным способом.

Его и покажу более наглядно.

Итак, каучинг или вышивка «вприкреп» дает нам возможность создать новую ткань необходимого цвета и интересной фактуры. Для этого декоративного панно все цветные блоки сделаны именно с использованием такой техники.

Обычно в качестве основы я использую вискозные тряпочки для уборки размером 50х60 или 35х40. Больший размер основы не очень удобен в работе. В этом квилте размер блоков произвольный, поскольку все заготовки были разного размера.

Для следующего проекта мне нужно было сложное сочетание зеленого, бордово-фиолетового, серого, с небольшими вкраплениями желтого или оранжевого, поэтому сначала попробую сделать пару образцов и сфотографировать процесс и результат. Хотя уже знаю, что результат может получиться самым неожиданным.

Выбираю пряжу, подходящую по цвету: акрил, шерсть, фасонная пряжа, ленточная пряжа, синель, еще иногда использую скрученные полоски тонкой ткани.

Хочу предупредить, что нитки ирис для такой работы не подойдут — слишком тонкие.

Нарезаю нити длиннее, чем длина лоскута-основы , тaк кaк нитки будут лежать на ткани извилисто, а не прямо. Из опыта скажу: сколько бы я ни нарезала, мне всегда не хватает — чтобы накрыть основу, ниток понадобится довольно много.

На тонкую вискозную тряпочку для уборки наклеиваю или нашиваю лоскутки зеленых, бордовых, серых и близких к ним оттенков.

Хотя в качестве основы можно взять и целый лоскут ткани, и укрепить его как следует, чтобы не съежился от большого количества предстоящих швов-стежек.

Теперь все выложенные нити прикрепляю по верхнему краю основы.

Oтступаю примерно 1 см от края ткани и начинаю пристрачивать нити стежком 2 мм, подкладывая под лапку кончик одной или нескольких нитей сразу. Чередую нитки по цвету.

Нитки закреплены по верху. Расправляю нитки вдоль ткани-основы и начинаю строчить двойным широким швом (в моем примере 4 мм) рядом с первым швом поперек ткани слегка отклоняясь влево.

Получается вот так.

Потом просто строчу поперек туда-сюда.

Если вы не хотите, чтобы строчка слишком выделялaсь, двойной шов необязателен, но мне кажется, что основа меньше стягивается, когда ткань подается под лапкой в этом стежке вперед-назад.

Двойной стежок называют еще укрепляющим, он есть в большинстве современных машин, еще он бывает и тройной.

Негустые декоративные строчки и зигзаг тоже выглядят неплохо.

После нескольких проходов (можно нитками разных цветов) при расстоянии между строчками меньше 1 см — ваша новая ткань готова. Теперь ее нужно хорошо прогладить с паром с обеих сторон.

Но результат мне не очень понравился: желтая нитка расслаивается, цвет у нее слишком яркий, в целом неплохо, но не то, что я хотела.

Поэтому сделала еще один образец. Удалила желтый цвет, добавила чуть больше серебристо-серых ниток — получилось намного лучше, на поверхности новой ткани появился серебристый блеск. Хотя фотография этого не передает, но мне результат нравится.

Покажу еще образец, сделанный для одного из предыдущих проектов. Здесь основа — цельный кусок голубовато-серой ткани, на нее приклеены несколько полосок шифона и гипюра — на фотографии видны продольные полосы под пристроченными нитками.

Я показывала примеры, где нитки, веревочки, тесемки пришивались практически по прямой линии.

Но в технике каучинга нитками можно создать рисунки очень замысловатые по форме. (Следующие образцы в качестве примера взяты из интернета)

Например, в этой работе дополнительная нить пришита швом зигзаг по контурам всех лоскутов, составляющих фон, а спирали разных размеров дополняют эту композицию.

В следующих примерах на однотонном фоне с помощью каучинга выложен сложный геометрический рисунок, добавлены детали к фону, создана выразительная фактура.

Кроме декоративных панно и лоскутных открыток, каучинг с успехом используется для украшения одежды и сумок.

Я показала только принцип техники каучинга, а уж как его использовать – дело вашей фантазии!

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Мир Вышивки
Что такое каучинг или выкладная нить в вышивке