Барджелло: история создания, техника выполнения

барджелло

Барджелло — это счетная вышивка выполненная повторяющимися в определенной последовательности вертикальными плотно прилегающими друг к другу плоскими стежками, длина и цвет которых изменяется в зависимости от заданного геометрического узора. Разновидность вышивки барджелло, рисунок которой состоит из рядов остроконечных или плавных зигзагов, напоминающих языки пламени, получила также название — «фиамма».

Вышивка выполняется на плотной счетной ткани любым типом ниток от шерсти до шелка (наиболее распространенной считается вышивка шерстью) и полностью покрывает основу, создавая эффект тканого полотна.

 1 (364x400, 212Kb)

Немного истории

4 (520x370, 221Kb)

Зигзагообразная вышивка XIII века. Германия

3 (311x240, 92Kb)

Поскольку точное место и время появления этой вышивки доподлинно не известно, существует несколько версий ее происхождения. Каждая из них может считаться вполне вероятной, но самая распространенная — это легенда о том, как в незапамятные времена во Флоренцию (Италия) прибыла венгерская принцесса Елизавета, ставшая женой одного из наследников могущественного клана Медичи. Она то и познакомила флорентиек с диковиной техникой…

Скажу честно, я пересмотрела массу источников и нигде не нашла сведений о том, что кто-либо из Медичи женился на венгерке. А все потому, что речь идет о святой Елизавете Венгерской (1207-1231), которая вовсе не выходила замуж за Медичи, но за свою жизнь совершила несколько путешествий, и в том числе побывала в Перуджи и Ассизи (Умбрия, Италия).

6 (450x546, 347Kb)

5 (399x400, 192Kb)

Ирландский стежок

Именно она могла познакомить итальянок с зигзагообразной вышивкой, которая в это время была очень популярна в Богемии (сейчас Чехия). Попав благодаря Елизавете Венгерской в Италию, эта техника получила ее имя и стала называться Punto unghero («венгерский стежок»). Это название до сих пор употребляется в Италии наравне с «барджелло», появившимся гораздо позже по технической необходимости.

Дело в том, что при проведенной англичанами систематизации вышивальных стежков, «венгерским стежком» была названа другая техника, и чтобы не было путаницы, за вышивкой из Флоренции необходимо было закрепить другое название. Тут-то и пригодилось звучное имя флорентийского музея «Барджелло» (museo Nazionale del Bardgello), в котором были выставлены стулья, обитые вышивкой в стиле Punto unghero («стулья XVII века со спинками и сиденьями вышитыми Punto unghero»). С тех самых пор Punto unghero («венгерский стежок») и Il Ricamo (Lavoro, Punto) Fiorentino («флорентийская вышивка») в англоязычных источниках стали называться барджелло.

7 (400x547, 217Kb)

8 (367x400, 176Kb)

Справедливости ради, следует сказать, что подобная техника вышивания развивалась в средние века не только в Чехии и Италии, так как относительно несложная работа позволяла создавать прочные износостойкие предметы домашнего или церковного убранства. По некоторым источникам этим рукоделием, например, владела и другая венгерская принцесса — Ядвига, вышедшая замуж за польского короля Владислава II Ягелло. А в двух домах-музеях Англии («Parham House» и «Chastleton House») хранятся многочисленные предметы, выполненные в стиле Flame Stitch ориентировочно с 1560 по 1585 год.

9 (531x555, 321Kb)

525559eb697ab06b97000291._w.540_h.425_s.fit_ (540x425, 282Kb)

Во Франции изделия с вышивкой Flame Stitch начали производить в начале XVII века в знаменитых текстильных центрах Эльбеф и Руан, где этот стежок был известен как «бергамо» (Bergamo, Италия). В том же веке зигзагообразная вышивка стала очень популярна в Амстердаме, а ирландцы и вовсе думали, что это их изобретение и назвали технику Irish Stitch («ирландский стежок»). В XVIII веке в моду вошли мужские кошельки в стиле барджело. Чтобы продемонстрировать свои таланты, их вышивали своим женихам девушки из высшего света. Несколько образцов такой вышивки, созданных руками австрийской императрицы Марии-Терезии до сих пор экспонируются в венском музее.

11-1 (400x222, 103Kb)

Мотив обивки знаменитых стульев из музея Барджелло

12 (420x420, 218Kb)

Что касается Италии, то вполне вероятно, что техника Fiamma появилась здесь как подражание рисункам колоритных тканей, привозимых с Востока. Особенную популярность она завоевала в законодателе средневековых мод славном городе Флоренция, где, передаваясь из поколения в поколение, Lavoro Fiorentino постепенно превратилось в одну из главных городских достопримечательностей.

14 (450x541, 356Kb)

Предметы, вышитые в этом стиле, производились в небольших семейных мастерских. Традиционно это была обивка для мягкой мебели, подушки и покрывала, выполненные геометрическим рисунком «зиг-заг» или ромбами с использованием тонких шерстяных ниток.

13 (300x239, 64Kb)

Главную роль в создании вышивки барджелло играл выбор цветов, комбинация которых могла создавать различные визуальные эффекты — глубину, объем, градиент (растяжка цветов от темного с светлому и наоборот), контраст, монохром и т.п.

15 (260x340, 99Kb)

Этой же цели служил тщательный подбор длины стежков (первоначально все стежки были одной длины, но со временем это стало не обязательным) и определение последовательности их чередования в каждом горизонтальном ряду.

Несмотря на то, что вышивке барджелло уже около семи веков, ее основополагающие принципы остались практически неизменными, если не считать новшества от Dorothy Kaestner (1972), которая, поэкспериментировав с зеркалом, придала барджелло эффект калейдоскопа, предложив вышивку в «четырех направления» (книга «Four Way Bargello», 1972). В этой технике холст делится по диагонали на 4 части и мотив выполняется в двух горизонтальных и двух вертикальных направлениях. Позднее эта техника была доработана до 8 направлений (горизонтальные, вертикальные и диагональные стежки, книгa «8-way Bargello» от Kenneth J. Goelzer и дизайны «Ice Cristall», «Kaleydoscope», «Tulip Fantasy» от Susan Kerndt) и 12 направлений (по типу часов «Round the clock» Kenneth J. Goelzer).

16 (400x257, 144Kb)

Техника барджелло

В классической версии барджелло используется прямой вертикальный стежок, который выполняется сверху-вниз, слева-направо через 4 нити канвы. Однако, современная вышивка не лимитирует длину стежка, которая также как ширина и количество ступеней задается в первом ряду (все последующие ряды идентичны первому).

bargello-diagram (275x280, 105Kb)

RicamoPuntoFiamma2 (203x249, 76Kb)

Узоры барджелло образуются за счет вертикального ступенчатого смещения (если это классический Flame stitch, то рисунок складывается из симметричных или ассиметричных подъемов и спусков, образуя «языки пламени» — чем круче смещение, тем острее «пламя». При небольшом смещении, образуются плавные линии).

Работа с «4 way Bargello»

post-389-0-61529300-1357932660_thumb (250x242, 54Kb)

post-389-0-98056700-1357932659_thumb (250x244, 37Kb)

Мотивы узоров барджелло

4336437_49a9c8d68ae51_84983n (300x244, 31Kb)

Базовые мотивы были описаны в книге 1967 года «Bargello Florentine Canvas Work» от Elsa S. Williams:

«Пламя» («Зиг-Заг»)

30684033849487925 (87x120, 12Kb)

post-389-0-58576600-1357932640_thumb (243x250, 66Kb)

post-389-0-39138200-1357932639_thumb (250x246, 69Kb)

«Ромб» («Алмаз»)

1962886926515900 (58x120, 8Kb)

day-9-bargello-challenge-design (500x260, 169Kb)

day-13-bargello-challenge-design (580x260, 141Kb)

«Ленты»

07465563977245560 (81x120, 15Kb)

day-7-bargello-challenge-design (500x260, 135Kb)

«Медальон»

58037234033832710 (120x79, 12Kb)

day29abargello (700x282, 265Kb)

day30abargello (700x282, 241Kb)

Другие мотивы

«Плетение»

day-36-bargello-challenge-design (500x260, 167Kb)

design-bargello-needlepoint (500x250, 156Kb)

«Флорентийская вышивка»

day-47 (500x260, 168Kb)

2012-10-05-bargello-needlepoint-unfinished (640x426, 296Kb)

«Встречные силуэты»

day-42-bargello-challenge-design (500x260, 165Kb)

«Северное сияние»

s93660305 (300x250, 96Kb)

«Зеркальный»

day-68-bargello-challenge-design1 (500x250, 190Kb)

«Кафедральный»

08979039 (200x162, 12Kb)

«Пламя свечи»

b6 (350x267, 96Kb)

«Сердца и алмазы»

b1 (300x239, 64Kb)

«Сердечки»

post-389-0-31504600-1357932659_thumb (248x250, 48Kb)

post-389-0-72527600-1357932658_thumb (245x250, 69Kb)

«Шеврон»

b14 (150x203, 37Kb)

day-91-bargello-challenge-design (500x250, 163Kb)

«Кольчуга»

chainmail (193x144, 30Kb)

«Пчелиные соты»

day-26-bargello-challenge-design (500x260, 148Kb)

«Павлиний глаз»

day-25-bargello-challenge-design (500x260, 154Kb)

«Традиционные мотивы»

day33abargello (700x282, 260Kb)

day34-bargello (700x282, 284Kb)

«Винтаж»

day-28-bargello-challenge-design+(1) (500x260, 160Kb)

«Гранат»

180532--44937366-m750x740-u5d2a3 (700x525, 465Kb)

b13 (150x151, 19Kb)

pomogran (138x144, 24Kb)

«Гвоздика»

b15 (350x398, 150Kb)

b16 (379x415, 171Kb)

chardet2 (176x200, 36Kb)

post-389-0-05889200-1357932642_thumb (249x250, 59Kb)

«Арка»

post-389-0-12968700-1357932643_thumb (250x242, 52Kb)

«Морской гребешок»

day-2-bargello-challenge (500x250, 304Kb)

Галерея

180532--44937422-m750x740-uc95bd (640x532, 615Kb)

Эффект градиент

kerndt3 (219x288, 41Kb)

kerndt4 (217x288, 36Kb)

kerndt (219x288, 39Kb)

4waypage (495x322, 138Kb)

original+%281%29 (480x640, 601Kb)

original (500x478, 379Kb)

92402086_large_0_a81e1_321d012f_XL (700x581, 586Kb)

92402085_large_0_a81e2_5c61e03f_XL (700x514, 348Kb)

Bargello_boutiques-1w (548x700, 496Kb)

bargello-all (700x628, 564Kb)

bargello-lights-final (450x455, 204Kb)

bargfish (500x356, 153Kb)

Four-wayCarnationBargelloPillowPinks (700x677, 604Kb)

il_570xN.312479646 (520x700, 435Kb)

92402084_0_a81e3_6e853116_XL (426x700, 482Kb)

redvelvetpom (500x500, 302Kb)

IMG_5297 (700x674, 620Kb)

Оцените статью