Японский хэндмейд: аппликативная техника осиэ

Мир хэндмейда знает много рукодельных искусств, чьей родиной является Япония: оригами, амигуруми, канзаши, темари, мидзухики… И это лишь небольшая часть рукодельных техник, которые вообще существуют в Японии, причем многие из них популярны только в пределах своей страны, а в остальном мире о них, к сожалению, мало что знают. Как, например, об осиэ – аппликативной технике создания объемных картин из картона и ткани (или бумаги), технике, появившейся в Японии еще в период Эдо (1603-1867), и до сих пор популярной среди японских хэндмейдеров.

Освоить осиэ совсем несложно. Все, что для этого потребуется: японская бумага или японские ткани, картон, мягкий нетканый материал типа ватина, клей, ножницы, а также ваша аккуратность и ваше терпение – создание осиэ-картин не терпит спешки.

В Японии создать осиэ-картину может даже ребенок, только-только освоивший ножницы. Для этого там есть все – и нужная бумага, и нужные ткани, и даже готовые наборы «сделай сам свою осиэ» имеются в большом ассортименте. В России желающим постичь азы японской осиэ придется несколько туговато, однако все проблемы вполне решаемы: нужную бумагу или ткани можно заказать через специализированные интернет-магазины, присоединиться к соответствующей коллективной закупке или попросить знакомых из Японии выслать все необходимое.

Японские материалы действительно принципиальны при работе в этой технике, и я постараюсь объяснить – почему. Изначально в осиэ применялись обрезки тканей, из которых шились кимоно. Выкидывать их у мастериц просто не поднимались руки, по этой причине и возникло искусство составления картин из кусочков картона, обернутых в кусочки тканей. Когда из Китая в Японию была завезена бумага, мастера осиэ стали рассматривать ее в качестве альтернативы дорогим тканям. Однако китайская бумага не годилась для осиэ – она была хрупкой, легко рвалась в местах сгиба и не была пластичной. И только после того, как китайское изобретение было усовершенствовано японцами, оно действительно стало альтернативным (а сегодня и преимущественным) материалом для осиэ. Речь идет о японской бумаге васи – бумаге, в основе которой лежит не древесная целлюлоза, а волокна кодзо (тутового дерева), гампи, мицумата и ряда других растений. Благодаря волокнам японская бумага гораздо прочнее и пластичнее, чем традиционная, она более других видов бумаги по свойствам напоминает ткань, поэтому и нашла свое применение в осиэ. Что касается остальных материалов – картона, ватина и клея, – то им, естественно, совсем не обязательно быть исключительно японскими по происхождению.

Итак, как же происходит создание объемных картин в технике осиэ? Для начала выбирается рисунок для картины. Важно, что это должен быть рисунок, все элементы которого имеют четкий законченный вид, замкнуты, как в детских раскрасках. Посмотрите на примеры готовых осиэ-картин, чтобы лучше понять суть рисунков. Кстати говоря, традиционно на картинах в технике осиэ изображались маленькие дети в национальных костюмах, гейши, самураи, сказочные сцены. Сегодня эти темы не принципиальны, ведь главное здесь – техника.

Для работы требуется две копии одного рисунка: одна копия будет лежать в основе картины, вторая будет перенесена на картон с приклеенной на него мягкой прокладкой и разрезана на составляющие ее части. После – каждый кусочек картона обклеивается бумагой или тканью и приклеивается к рисунку-основе на соответствующее место. Очень важно: мягкая прокладка (равномерный по толщине нетканный материал типа поролона) обязательно должна быть между картоном и бумагой, при обклеивании именно она дает тот объемный эффект, которым славятся картины-осиэ. Ниже приведен мастер-класс по изготовлению картины-осиэ, убедитесь сами – все довольно-таки просто. Этот мастер-класс был взят с одного из японских сайтов, к сожалению, более качественных фотографий для иллюстрации процесса создания картины в технике осиэ найти не удалось.

На плотный, но не слишком толстый лист картона наклеивается тонкий слой поролона. Он хорошо приклеится на клей ПВА, важно нанести клей на всю поверхность картона, не пропуская даже маленькие участки. Одна копия рисунка должна быть нанесена на плотную бумагу.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Японский хэндмейд: аппликативная техника осиэ